РАЙОН ВНУКОВО: территория - 1525.6 га, население - 24.45 тыс. человек
Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального округа ВНУКОВО в городе Москве

История района

Район Внуково, в границах которого расположен одноименный аэропорт, ведет свое начало с 1941 года, когда было завершено строительство аэродрома, аэровокзала и были открыты воздушные ворота столицы- Московский центральный аэропорт Внуково, заменивший Центральный аэропорт на Ходынском поле. Этому событию предшествовала пятилетняя напряженная работа сотен специалистов и рабочих.

В 1936 году Совнарком СССР принимает постановление по гражданской авиации, один из пунктов которого определял строительство Московского Центрального аэропорта. Ранее, в 1934 году уже рассматривались варианты размещения нового аэропорта, проводились изыскательские и проектные работы, созданным в эти годы научно-исследовательским институтом гражданской авиации «Аэропроект» и, в частности, инженерами, архитекторами: Н.Н. Щетининым, Я.А. Зарецким, В.И. Карауловым, П.П. Покалюхиным, С.Е.Файном и другими.

В 1937 году были изысканы несколько земельных участков. Однако, при принятии решения о месте строительства будущего аэропорта ведущую роль сыграли близость к железной дороге, наиболее высокая точка над уровнем моря (204 метра) в окрестностях столицы и отсутствие больших оврагов.

Таким образом, СНК СССР распоряжением №3577 от октября 1938 года по предложению Главного управления гражданского воздушного флота, отвел земельный участок площадью 874 гектара для государственной надобности- строительства аэропорта.

Участок земли, отведенный под строительство аэропорта, на существующих в то время картах, помечался как «объезд № 204», впоследствии названный объектом № 204.

Главным инженером проекта аэропорта был С.Е. Файн, начальником строительства и главным инженером - И.А.Умов и В.И.Макуха.

До конца 1938 года заказчиком работ по строительству аэропорта- уполномоченным по строительству являлся начальник Центрального аэропорта им. М.Ф.Фрунзе В.Ф.Каминский, которого по праву можно считать первым руководителем Московского центрального аэропорта Внуково

В первой половине 1941 года завершена первая очередь строительства, которая включала в себя летное поле, ангар, аэровокзал, построенный по проекту архитектора Н.Н.Щетинина, бензохранилища, водомаслостанция, моторный корпус, котельная, дом связи, пожарное депо, здание начальника аэропорта, здание международных воздушных линий, автогаражи, столовая, магазины, школа, железнодорожная ветка, пять жилых домов, 28 коттеджей для летного состава.

В целях обеспечения подготовки к эксплуатации нового аэропорта и увязки строительных работ дирекция объекта № 204 со всем личным составом была введена с 12 июня 1941 года в состав Московского центрального аэропорта.

Постановлением СНК СССР от 3 марта 1941года Главному управлению ГВФ было поручено ввести аэропорт Внуково в эксплуатацию к 1 июля 1941г. Торжественное открытие было назначено на 18 августа - День авиации СССР.

Но вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года нарушило планы.

Первая очередь аэропорта была принята государственной комиссией во главе с К.Е.Ворошиловым, при этом показательные полеты провела начальник управления международных авиалиний - Герой Советского Союза

В.С. Гризодубова на самолете ЛИ-2 и 2 июля 1941 года аэропорт принят в эксплуатацию.

2 июля и является днем рождения аэропорта Внуково, ставший в последствии и днем рождения района Внуково, а первым руководителем аэропорта стал В.Ф.Каминский.

С началом войны по решению Совета Народных Комиссаров ГВФ был передан в оперативное подчинение Наркомату Обороны СССР.


Личный состав аэропорта был зачислен в состав действующих войск Красной Армии. Аэропорт "Внуково" стал крупной военной базой. Сюда в спешном порядке прибывали экипажи и подразделения гражданской авиации Московского авиаузла и других территориальных управлений ГВФ.

В середине июля 1941 года аэропорт "Внуково" стал прифронтовым аэродромом.

23 июня 1941 года для выполнения спецзаданий Красной Армии, в аэропорту "Внуково" была сформирована Московская авиационная группа особого назначения (МАГОН), во главе с В.М.Коротковым.

6 ноября 1942 года МАГОН ГВФ был преобразован в 1-ю Авиационную транспортную дивизию ГВФ (1-я АТД ГВФ), командиром которой был назначен генерал-майор М.П.Казьмин, а затем, 5 ноября 1944 года 1-я АТД ГВФ была преобразована в 10-ю Гвардейскую Авиатранспортную дивизию (10-я Гв. АТД ГВФ), которой она осталась до окончания войны и дня своей демобилизации.

Основным транспортным самолетом был Ли-2. Экипажи летали и возвращались круглосуточно, часто на изрешеченных пулями и осколками снарядов машинах, которые тут же требовалось восстанавливать и вновь готовить к вылетам, очень часто с посадкой в глубоком тылу врага, для вывоза раненых, доставки оружия и боеприпасов, забрасывания в тыл врага разведчиков, вывоза детей партизан.

В гололед, осеннюю распутицу, до предела загруженные Ли-2, не имевшие никакого вооружения и броневой защиты, днем и ночью, через линию фронта летали наши экипажи в осажденный Ленинград, к партизанам Белоруссии, со спец. заданиями, разведчиками, с оружием и боеприпасами, десантом. Они готовились и взлетали с аэродрома "Внуково".

Вражеская авиация своими полетами постоянно пыталась осложнить и сорвать работу аэродрома "Внуково". Во время нанесения бомбовых ударов противник старался приблизиться не только к самому аэродрому, но и интенсивно бомбил его окрестности, стремясь поразить склады ГСМ, зенитные батареи, прикрывающие аэродром, ангары, хозяйственные постройки. Но не трогали искусственных покрытий аэродрома. Видимо, в расчете на то, что с захватом Москвы, сами рассчитывали воспользоваться ими.

Особенно доставалось от налетов вражеской авиации нашим зенитчикам, прикрывавшим аэродром "Внуково" и располагавшимся в районе деревни Бараново, в лесу, возле деревень Изварино, Постниково и Ликова.

Постоянно подвергались налетам расчеты крупнокалиберных зенитно-пулеметных установок, которые, как правило, размещались на крышах ангаров, в районе землянок штаба отряда.

Бойцы роты аэродромного обслуживания, в основном, следили за обеспечением светомаскировки поселка "Внуково", а также зданий, расположенных вокруг хранилищ ГСМ, склада боеприпасов.


Все военные годы начальником аэропорта "Внуково" был полковник В.Ф.Каминский, много сделавший для обеспечения успешной работы аэропорта в трудные военные годы.

В аэропорт "Внуково" утром 9 мая 1945 года экипаж командира воздушного судна Семенкова Алексея Ивановича (впоследствии первый заместитель Министра Гражданской авиации СССР, заместитель председателя Госавианадзора СССР, Герой России) выполнил особо важный исторический полет: доставил из Берлина в Москву "Акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии”.

В 30 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны принял постановление № 9951-С « О переводе Центрального Московского аэропорта ГВФ с Центрального аэродрома ВВС КА им. Фрунзе на аэродром Внуково» и уже через десять дней было организовано автобусное сообщение по маршруту аэропорт- Москва.

В сентябре 1945 года аэропорт "Внуково" вновь стал гражданским аэродромом, т.е. тем для чего проектировался и строился. Был осуществлен перевод Центрального Московского аэропорта ГВФ с аэродрома им.М.В.Фрунзе (Ходынка), на аэродром "Внуково".

15 сентября 1946 года, 10-я Гвардейская Авиационная Транспортная дивизия ГВФ была расформирована. За годы войны летный состав дивизии совершил 52417 вылетов на линию фронта, 7227- в тыл противника. За проявленные мужество и героизм при выполнении боевых заданий 14 летчиков дивизии были удостоены звания Героя Советского Союза.

На базе этой дивизии была создана: 1-я отдельная авиагруппа ГВФ для внутрисоюзных авиаперевозок (руководитель В.М.Черняков). Несколько позже, в декабре 1946г., 19-й авиационный полк, базировавшийся на Ходынке, преобразован в отдельную авиагруппу международных воздушных сообщений под руководством А.И.Семенкова. Местом базирования этой группы определен аэропорт Внуково, начальником которого с ноября 1945 года являлся Ш.Л.Чанкотадзе.

В 1947г. Совет Министров СССР утвердил план первой реконструкции аэропорта, который предусматривал помимо основательной реконструкции производственной сферы аэропорта строительство в течение 1947-1950 гг. 100 тысяч квадратных метров жилья. Сформированным для реализации плана реконструкции управлением строительства аэропорта руководил С.И.Алферов, принимавший участие в проектно-изыскательских работах 1937-1939гг. В период первой реконструкции были построены поликлиника, гостиница, больница, двухэтажные детские ясли, щитовые, рубленые и кирпичные дома.

В 1954 году были созданы Внуковские линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские для технического обслуживания самолетов ЛИ-2, ИЛ-12, ИЛ-14, выполнявших пассажирские и грузовые перевозки из аэропорта Внуково.

В 1955 году в аэропорту "Внуково" началось освоение летной и технической эксплуатации первого отечественного турбореактивного самолета ТУ-104.

15 сентября 1956 года из аэропорта "Внуково" на ТУ-104 с бортовым номером Л-5412 был выполнен первый пассажирский рейс по маршруту "Москва – Иркутск - Москва". Рейс выполнил экипаж в составе командиров корабля Е.П.Барабаша, К.П.Сапелкина, второго пилота С.Н.Кустова, штурмана А.Я.Лебедева, бортмеханика В.С.Томина, бортрадиста Р.А.Горина, бортпроводников З.В.Кабановой и В.М.Бесовой.

В 1958 году в аэропорту "Внуково" началось освоение нового, первого в СССР, турбовинтового самолета ИЛ-18. По характеристикам, эксплуатационной технологичности, безопасности полетов это был один из лучших самолетов, оставив у всех, кто его эксплуатировал, добрую память. На этом самолете были освоены авиалинии регулярных полетов в регионы Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера.

Первый пассажирский рейс на ИЛ-18 был выполнен по маршруту "Москва – Алма-Ата – Москва" (аэропорт "Внуково") экипажем командира корабля В.И.Вергун.

Популярность ИЛ-18 среди пассажиров была наиболее высокой.

Далее внуковские авиаторы успешно провели эксплуатационные испытания и внедрили самолеты ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134, ТУ-154.

Самолет ТУ-154 и его модификации на длительное время стал главным воздушным перевозчиком в аэропорту "Внуково". В 1971 году проведены эксплуатационные испытания этого самолета. Путевку в жизнь самолету дал коллектив участка ТУ-154 внуковской АТБ, возглавляемого в тот период В.А.Мордвиновым и экипаж, возглавляемый пилотом 1-го класса Е.И.Багмутом, выполнивший 9 февраля 1972 года первый регулярный рейс из Москвы в Минеральные Воды.

С этой машиной связаны судьбы многих специалистов аэропорта и успехи всего коллектива аэропорта. Успешное внедрение этого самолета в эксплуатацию стало возможным благодаря вкладу наземных служб аэропорта. Для этого была осуществлена колоссальная программа по развитию инфраструктуры аэропорта "Внуково": увеличена площадь перрона, введена взлетно-посадочная полоса (ВПП-2), улучшены условия обслуживания пассажиров в аэровокзале и многое другое.

В мае 1971 года в аэропорту "Внуково" была проведена выставка гражданских самолетов и вертолетов, суть которой состояла в демонстрации достижений авиастроения в гражданской авиации СССР.

Выбор места выставки определил устоявшийся уже к тому времени эталон качества подготовки летного и технического состава, работников аэропортовых служб.

Исторически складывалось, что аэропорт "Внуково" выполнял и выполняет особую функцию – освоение новых отечественных пассажирских самолетов, стал испытательным полигоном для ИЛ-18, ТУ-104, ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134, ТУ-154. В 1979 году начались эксплуатационные испытания первого отечественного широкофюзеляжного самолета ИЛ-86, рассчитанного на перевозку 350 пассажиров.

В аэропорт "Внуково" на эксплуатационные испытания ИЛ-86 поступил 26 сентября 1979 года. Повышенные требования к обслуживанию аэробуса обязывали отказаться от традиционной структуры цеха и многих структурных подразделений, обеспечивающих выполнение всех работ по технической и коммерческой эксплуатации этого самолета.

Наиболее сложной была проблема его коммерческого обслуживания. Требовались совершенно новые технологические подходы в её решении. Внуковчане все сделали для качественного обслуживания пассажиров и авиационной техники. Свои знания и приобретенный опыт щедро передали специалистам авиапредприятий других территориальных управлений гражданской авиации.

Первый рейс ИЛ-86 из аэропорта "Внуково" был выполнен по маршруту "Москва – Ташкент – Москва", экипажем командира корабля В.А.Калиманова и А.С.Каледина.

Аэропорт "Внуково" неизменно оставался в числе лучших предприятий отрасли.

Десятилетиями он был местом многих новых начинаний и достижений, накопления передового опыта, разработки и внедрения передовых технологий.

Ничто не стояло на месте, все развивалось в соответствии с требованиями новых конструкций самолетов, последовательно поступавших в эксплуатацию.

Одновременно, с освоением новых типов авиационной техники, велась интенсивная работа всех руководителей и специалистов аэропорта по совершенствованию аэропортовой деятельностью, управлению производством, технологии обслуживания пассажиров, технического обслуживания самолетов.

Уже в ходе подготовки к эксплуатации принципиально новых типов авиационной техники, в аэропорту строились производственные помещения облегченных конструкций для лабораторных проверок спецоборудования систем самолетов, готовились места стоянок для базирования и технического обслуживания новых типов самолетов.

Новая техника научила всех "внуковских" специалистов строгому соблюдению летных законов, ответственному отношению к делу.

Это были авиационные специалисты, имевшие особый авиационной "запас прочности", прошедшие войну и школу большой личной ответственности за порученное дело. Любое дело им было по плечу.

В 1963 году создается Внуковский объединенный авиаотряд (ОАО), в состав которого входит аэропорт. Эта структура сохранялась до 80-х годов.

В этот период уже ощущалась острая потребность в более эффективной системе управления производством аэропорта, особенно на главном его направлении – управлении авиаперевозками.

Командир объединенного авиаотряда – начальник аэропорта Борис Егорович Панюков – в последствии Министр гражданской авиации СССР, был одним из инициаторов проведения детального анализа всего производственного цикла подготовки воздушных судов к выполнению рейсов, включая проверку фактического выполнения пооперационного, временного и технологического графиков управления производством.

Новая структура организации производства Внуковского ОАО и новая практика работы созданных комплексных смен были предметом изучения Министерства гражданской авиации.

Министерство гражданской авиации рекомендовало широко распространить опыт внуковских авиаторов не только в гражданской авиации, но и в других отраслях народного хозяйства, имеющих непрерывные процессы производства.

Усилиями многих руководителей и специалистов был совершен подлинный прорыв в развитии аэропорта, когда его коллектив благодаря своей профессиональной подготовке, упорному труду, получил право выполнять полеты по II категории ИКАО.

Это достижение далось нелегко и стало настоящим событием в работе летно-подъемного и инженерно-технического состава, специалистов радиолокации, радионавигации, а также других специалистов. Летная служба готовила к этой ответственной работе экипажи, а наземные службы вводили в эксплуатацию и осваивали технические средства радиолокации и радионавигации для осуществления полетов по пониженному минимуму погоды. Выполнялись другие необходимые работы на аэродроме.

Невозможно переоценить, какое большое значение для нормальной работы аэропорта имел факт допуска его в числе первых в стране по II категории ИКАО.

Существенное влияние на развитие аэропорта "Внуково" оказала подготовка к проведению в Москве XXII Олимпийских игр.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР 23 декабря 1975 года приняли постановление "О мерах по подготовке к проведению Олимпийских игр в 1980г. в Москве". Через день был подписан приказ № 37 Министра гражданской авиации СССР "Об обеспечении ввода в действие объектов, необходимых для подготовки к проведению Олимпийских игр в 1980г.

Значительный вклад в подготовку аэропорта "Внуково" в то время внес лично В.В.Баранов, являющийся первым заместителем начальника Московского транспортного управления по производству.

В 1978 году статус "Внуково" повышен до ранга "Внуковского производственного объединения (ВПО).

Оставаясь главным аэропортом страны, аэропорт "Внуково" неизменно был инициатором многих направлений производственной деятельности, первым в освоении авиационной техники и разработке новых технологий обслуживания воздушных судов и пассажиров.

В программе подготовки к Олимпиаде обеспечению безопасности воздушных перевозок отводилось особое место, что означало переход к автоматизации воздушным движением. В этой связи Распоряжением Совета Министров СССР от 18 мая 1973 года №933/рс было одобрено предложение Министерства ГА, Министерства обороны, Государственного комитета по науке и технике о строительстве в аэропорту Внуково Центра управления воздушным движением и закупке за рубежом необходимого оборудования для оснащения всех объектов.

Решающими аргументами в пользу аэропорта Внуково явилось наличие опытных инженерных и диспетчерских кадров, отлаженная система подготовки персонала в Учебно-тренировочном отряде № 21, надежное энергообеспечение, наличие в аэропорту головного центра магистральных наземных каналов связи и социальной базы.

Сформированная приказом начальника Московского транспортного управления ГА рабочая группа под руководством заместителя начальника аэропорта Внуково по движения А.Е.Шаца, в сжатые сроки решила массу технических и организационных проблем, связанных с проектом «Теркас».

Первым начальником Центра с 1 июня 1976 года был назначен начальник службы радионавигации и связи Внуковского ОАО А.С. Шевченко.

Сложнейшие строительные, технические, технологические, кадровые задачи коллективом Центра и аэропорта были в целом решены к 1981 году. 20 января 1981 г . Московская АСУВД «Теркас» была передана в эксплуатацию Московскому транспортному управлению гражданской авиации. Совместным приказом Министра ГА СССР и Главнокомандующего военно-воздушными силами от 9 апреля 1981 года № 72/71 автоматизированная система управления воздушным движением в Московском районе ЕС УВД 15.04.81г. с 22ч 00 мин введена в действие.

В конце 70-х и в 80-е годы аэропорт "Внуково" по многим показателям был ведущим в отрасли. Его работа характеризовалась успешным освоением поступающей новой авиационной техники, разработкой и внедрением новых, соответствующих авиатехнике технологий производства, развитием наземного обеспечения полетов.

23 июля 1981 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги во внедрении новой авиационной техники коллектив Внуковского производственного объединения был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Администрация аэропорта не забывала и об условиях проживания своих сотрудников. К 1989 году жилой фонд аэропорта составлял 130 строений полезной площадью 300 тысяч квадратных метров. В 1985-1986гг. очередники аэропорта на улучшение жилищных условий получали отдельные квартиры в течение одного года с момента постановки на очередь.

Весьма значимым фактором жизни и деятельности внуковчан является авиаремонтная составляющая авиационного производства района.

С мая 1941 года на территории аэропорта было размещено авиаремонтное производство одного из заводов ГВФ. В годы Великой Отечественной войны завод обеспечивал фронтовую работу 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ. За годы войны и первые послевоенные годы заводом было отремонтировано более 2500 самолетов Ли-2, С-47 и более 4000 двигателей.

Коллектив завода № 400 первым с стране с середины 50-х годов освоил капитальный ремонт отечественной реактивной техники, начиная с самолета ТУ-104. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1966года коллектив завода № 400 ГА награжден орденом Ленина.

Сегодня акционерное общество ВАРЗ-400 – одно из крупнейших многопрофильных предприятий, оснащенное современными техническими средствами, выполняющее на базе передовых технологий капитальный ремонт и техническое обслуживание самолетов и двигателей ТУ-154 всех серий и модификаций, техническое обслуживание отечественных и зарубежных воздушных судов.

Аэропорт Внуково, вне всякого сомнения, знают во всем мире. Он не только – воздушные ворота Москвы, но и России. Именно на внуковскую землю прибывают правительственные делегации зарубежных стран, авиационное обслуживание которых осуществляют коллективы аэропорта, МЦ АУВД, Государственной транспортной компании «Россия». ГТК «Россия»- правопреемник отдельного авиаотряда № 235 ГА , образованного постановлением Совета Министров СССР и приказом начальника Главного Управления ГВФ маршала авиации С.Ф.Жаворонкова 5 мая 1956 года. На авиационный отряд особого назначения возлагалась задача перевозки правительственных делегаций нашей страны и зарубежных государств. Здесь трудились и трудятся профессионалы высочайшего уровня. В числе первых в отрасли авиаторы отряда осваивали новую авиационную технику и воздушные трассы. В течение семи лет руководил авиаотрядом классный пилот гражданской авиации, одним из первых освоивших полеты на зарубежных трассах на самолете ТУ-104, Борис Павлович Бугаев, в 70-е годы возглавивший Министерство гражданской авиации. 15 августа 1966 года командиру отдельного авиаотряда Б.П.Бугаеву было присвоено звание Героя Социалистического труда. Героями Социалистического труда в разное время награждены Г.И.Быков, А.В.Григорьев, П.А.Егоров, К.С.Никитенко.

Коллектив отряда успешно освоил почти все типы гражданских воздушных судов, стал первопроходцем многих наиболее протяженных, межконтинентальных воздушных трасс. В 1971 году коллектив отдельного авиаотряда за успешное выполнение производственного плана и внедрение в эксплуатацию новой реактивной техники награжден орденом Ленина, в 1981 году- орденом Дружбы народов.

С 1994 года коллектив успешно эксплуатирует самолеты Ан-124 и Ту-204, а с 1995 года - Ил-96-300.

В конце 70-х и в 80-е годы аэропорт "Внуково" по многим показателям был ведущим в отрасли. Его работа характеризовалась успешным освоением поступающей новой авиационной техники, разработкой и внедрением новых, соответствующих авиатехнике технологий производства, развитием наземного обеспечения полетов.

Стремление сделать столичный аэропорт образцовым составляло главную заботу руководства и коллектива. Все делалось в интересах авиапассажиров, число которых многие годы постоянно возрастало. Только за 5 лет (1976-1980г.г.) коллективом аэропорта было обслужено около 30 млн. пассажиров. В реализации инициатив по повышению безопасности полетов и качества авиаперевозок аэропорт "Внуково" был ведущим в отрасли.

Страна высоко ценила заметный вклад коллектива аэропорта в развитие воздушного транспорта.

И хотя в состоянии экономики страны и отрасли того периода начали появляться определенные трудности и проблемы внутреннего порядка, производственная деятельность аэропорта продолжала развиваться динамично.

 

©2007—2017 www.munvnukovo.ru
Все материалы сайта доступны по лицензии
Creative Commons Attribution 3.0