МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ВНУКОВО
Официальный сайт органа местного самоуправления муниципального округа ВНУКОВО в городе Москве

История района

Свое название район Внуково получил от небольшой деревушки Внуково. В свою очередь, она получила это название в ХVI в. от своих первых владельцев. Одним из них был Семен Григорьевич, потомок смоленских князей по прозвищу Внук, сведений о нем сохранилось немного – известно лишь, что в 1524 г. он был воеводой в Муроме. За свою службу он получил небольшой участок земли под Москвой, поселил в ней крестьян и возникшая таким образом, деревня получила по его прозвищу название Внуково.

Во второй  половине XVII века на этой территории была деревня под названием Изварино, которая в 1627 году значилась как поместье Ивана Васильевича Биркина. В начале 40-х годов XVII века. Изварино достаётся Самойлу Ивановичу Биркину, который скончался в 1646 году, и вскоре после его смерти землю передали Михаилу Ртищеву. В 1650 году Изварино в качестве приданого перешло к дочери Михаила — Ртищевой Анне Михайловне. Она продала его спустя двадцать лет степенному ключнику Якову Петровичу Булычёву. При нём здесь выстроили новую церковь во имя Ильи Пророка, и деревня стала селом. Булычев владел поместьем шесть лет, затем уступил царю Фёдору Алексеевичу, он в 1676 году пожаловал Изварино князю Фёдору Куракину. Известно, что при Куракине значились усадьба со скотным и конюшенным дворов, а также семь крестьянских дворов. В 1683 году Федор Куракин отдал село в приданое дочери Анне Фёдоровне, которая вышла замуж за князя Андрея Михайловича Черкасского. В начале XVIII века село принадлежало их сыну Александру, он скончался в 1749 году, и село перешло к вдове — Анне Ивановне, а через шесть лет к её сыну — Алексею Александровичу Черкасскому.

После укладки железной дороги на рубеже XIX—XX веков земли Изварино становятся дачными местами. В руководстве по выбору дач того времени эта местность отмечалась как грибная, ягодная и рыбная.

Новый этап в истории этих мест начался в 1930-е годы и связан с бурным развитием авиации. Поблизости Москвы было решено построить аэродром, для которого место выбрали в районе Внуково. При этом учитывалось несколько факторов: близость к железной дороге, самую высокую в окрестностях столицы точку над уровнем моря (204 метра), отсутствие оврагов. Строительство началось в 1938-1939 гг. силами нескольких тысяч рабочих, одновременно был возведен поселок для работников аэродрома и летчиков. Аэропорт Внуково – старейшее авиапредприятие московского авиационного узла, пережившее великие события, неразрывно связанные как с историей нашей страны, так и с историей отечественной гражданской авиации.

Постановлением СНК СССР от 3 марта 1941года Главному управлению ГВФ было поручено ввести аэропорт Внуково в эксплуатацию к 1 июля 1941г. Торжественное открытие было назначено на 18 августа - День авиации СССР. Но вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года нарушило планы. Первая очередь аэропорта была принята государственной комиссией во главе с К.Е.Ворошиловым, при этом показательные полеты провела начальник управления международных авиалиний - Герой Советского Союза В.С. Гризодубова на самолете ЛИ-2 и 2 июля 1941 года аэропорт принят в эксплуатацию. Так, 2 июля и является днем рождения аэропорта Внуково, ставший в последствии и днем рождения района Внуково, а первым руководителем аэропорта стал В.Ф.Каминский. С началом войны по решению Совета Народных Комиссаров ГВФ был передан в оперативное подчинение Наркомату Обороны СССР.

Война перечеркнула мирные планы внуковцев. Погасли яркие фонари на аллеях и площадях перед аэровокзалом. Белоснежные стены зданий и сооружений аэропорта Внуково в целях маскировки покрыли черно-зеленой краской. А мирные аэрофлотовские самолеты превратились в боевые: на хвосте и на фюзеляже каждой машины появились красные звездочки. Личный состав аэропорта одели в военную форму, и он стал служить в Московской авиагруппе особого назначения (МАОН). Вот так Московский аэропорт Внуково, который готовился распахнуть свои двери для первых пассажиров и планировал широко и празднично отметить это событие, стал местом базирования боевых транспортных самолетов.

МАОН была укомплектована лучшей, имеющей надлежащий ресурс, авиационной техникой, например, Пе-2. В МАОН со всей страны был собран наиболее подготовленный летный и технический состав, основу парка боевых машин составляли самолеты ПС-84 (Ли-2).

Следует отметить, что в первые годы войны, кроме частей ГВФ во Внуково дислоцировались:

- 28 истребительный авиаполк и 34 истребительный авиаполк ПВО для защиты г.Москвы. Одним из этих полков командовал сын Иосифа Виссарионовича Сталина - Василий Сталин;

- два батальона авиатехобслуживания истребительных авиаполков (БАО);

- десантные части: Отряд особого назначения авиации дальнего действия (ООН АДД), 107 Воздушно-десантная дивизия (ВДД);

- дивизион зенитной артиллерии.

История аэропорта Внуково неразрывно связана с историей нашей страны, особенно в годы Великой Отечественной войны. Вот лишь несколько цифр, характеризующих вклад внуковцев в Победу: более 60 тысяч вылетов на линию фронта и в тыл противника, около 300 тысяч перевезенных на фронты военнослужащих, более 365 тысяч тонн грузов, в том числе для блокадного Ленинграда.

Личный состав аэропорта был зачислен в состав действующих войск Красной Армии. Аэропорт "Внуково" стал крупной военной базой. Сюда в спешном порядке прибывали экипажи и подразделения гражданской авиации Московского авиаузла и других территориальных управлений ГВФ.

В середине июля 1941 года аэропорт "Внуково" стал прифронтовым аэродромом.

23 июня 1941 года для выполнения спецзаданий Красной Армии, в аэропорту "Внуково" была сформирована Московская авиационная группа особого назначения (МАГОН), во главе с В.М.Коротковым.

6 ноября 1942 года МАГОН ГВФ был преобразован в 1-ю Авиационную транспортную дивизию ГВФ (1-я АТД ГВФ), командиром которой был назначен генерал-майор М.П.Казьмин, а затем, 5 ноября 1944 года 1-я АТД ГВФ была преобразована в 10-ю Гвардейскую Авиатранспортную дивизию (10-я Гв. АТД ГВФ), которой она осталась до окончания войны и дня своей демобилизации.

Основным транспортным самолетом был Ли-2. Экипажи летали и возвращались круглосуточно, часто на изрешеченных пулями и осколками снарядов машинах, которые тут же требовалось восстанавливать и вновь готовить к вылетам, очень часто с посадкой в глубоком тылу врага, для вывоза раненых, доставки оружия и боеприпасов, забрасывания в тыл врага разведчиков, вывоза детей партизан.

В гололед, осеннюю распутицу, до предела загруженные Ли-2, не имевшие никакого вооружения и броневой защиты, днем и ночью, через линию фронта летали наши экипажи в осажденный Ленинград, к партизанам Белоруссии, со спец. заданиями, разведчиками, с оружием и боеприпасами, десантом. Они готовились и взлетали с аэродрома "Внуково".

Вражеская авиация своими полетами постоянно пыталась осложнить и сорвать работу аэродрома "Внуково". Во время нанесения бомбовых ударов противник старался приблизиться не только к самому аэродрому, но и интенсивно бомбил его окрестности, стремясь поразить склады ГСМ, зенитные батареи, прикрывающие аэродром, ангары, хозяйственные постройки. Но не трогали искусственных покрытий аэродрома. Видимо, в расчете на то, что с захватом Москвы, сами рассчитывали воспользоваться ими.

Особенно доставалось от налетов вражеской авиации нашим зенитчикам, прикрывавшим аэродром "Внуково" и располагавшимся в районе деревни Бараново, в лесу, возле деревень Изварино, Постниково и Ликова. Постоянно подвергались налетам расчеты крупнокалиберных зенитно-пулеметных установок, которые, как правило, размещались на крышах ангаров, в районе землянок штаба отряда.

Все военные годы начальником аэропорта "Внуково" был полковник В.Ф.Каминский, много сделавший для обеспечения успешной работы аэропорта в трудные военные годы. Александр Иванович Груздин - первый Герой Советского Союза служил в 10-ой гвардейской авиатранспортной дивизии (тогда еще МАОН). А.И.Груздин получил это почетное звание 26 ноября 1941 года после успешной разведки вражеского аэродрома в районе Пскова. Погиб Александр Иванович в июне 1943 года - его самолет не вернулся с боевого задания.

Оборона Ленинграда - еще одна героическая страница истории Великой Отечественной войны, в которой активное участие приняли внуковские летчики гражданского воздушного флота (ГВФ).

Началась оборона города-героя с 10 июля 1941г. Фашистские полчища со всех сторон окружили Ленинград. К октябрю единственной артерией, по которой в город доставлялись продовольствие и боеприпасы, была Ладога, но частые штормы и непрерывные налеты вражеской авиации нарушили бесперебойность самоотверженной работы моряков.

Началась блокада – период неимоверных лишений, голода, холода и вместе с тем беспримерной стойкости, массового героизма и мужества, непреклонной воли к победе ленинградцев и защитников города. Воздушно-транспортная связь стала последней нитью, связывающей Ленинград с Большой Землей. К 8 сентября 1941 года фашистам удалось уничтожить склады с продовольствием, и положение в городе еще больше осложнилось. Нарастали налеты немецкой авиации, город подвергался жестким артиллерийским обстрелам. Наступила тяжелейшая пора невиданных испытаний, которые пришлось выдержать жителям осажденного города и его вооруженным защитникам.

Для оценки обстановки на месте в осажденный город 10 сентября прибыла группа генералов из Москвы во главе с Георгием Константиновичем Жуковым. 4 октября Государственный Комитет Обороны (ГКО) обязал гражданский воздушный флот выделить группу транспортных самолетов для снабжения осажденного Ленинграда продовольствием и боеприпасами, а также выполнения других важнейших задач. Были сформированы три эскадрильи из Московской авиагруппы под командованием С.Н. Шарыкина, В.А. Пущинского и К.А. Бухарова. В эти эскадрильи подобрали наиболее подготовленный летно-подъемный состав и исправные с необходимым ресурсом самолеты.

В осажденный Ленинград доставлялись продовольствие, оружие и боеприпасы, медикаменты, консервированная кровь. Из города вывозились тяжелораненные бойцы и командиры, квалифицированные рабочие, необходимые для развертывания оборонных заводов на востоке страны, а также обессиленные, больные, голодные старики, дети, жители сражающегося города. Первоначально ставилась задача доставлять в блокадный город не менее 100 тонн продовольствия ежесуточно, но это число благодаря героизму и мастерству экипажей, перекрывалось в два и более раза. Нагруженные продовольствием самолеты по нескольку раз в день совершали вылеты в Ленинград. Условия полета были исключительно трудными. На трассе, особенно над Ладогой, постоянно барражировали неприятельские истребители. За каждый сбитый советский самолет фашистские летчики получали особую награду.

Но, несмотря на сложные условия, полеты транспортных самолетов в Ленинград не прекращались на протяжении всего периода героической обороны города. По не самым полным данным, с сентября по декабрь 1941 года в Ленинград было доставлено по воздуху свыше 5 тысяч тонн продовольствия, 138 тонн почты, десятки тонн медикаментов. В течение 1942-го и первой половины 1943 года в Ленинград было совершено 2457 вылетов, из них 146-ночью. Военный Совет Ленинградского фронта высоко оценил работу дивизии, наградив 68 авиаторов орденами и 292 - медалью "За оборону Ленинграда".

Октябрь 1941 года – самый критический момент в ходе Великой Отечественной войны, когда нацисты почти добились успеха в реализации плана "Барбаросса", выйдя на ближние подступы к Москве. Этот период можно назвать одним из самых сложных как для внуковцев, так и для всей Красной Армии.

Авиагруппа получила приказ перебазироваться на время из Внуково. Над аэропортом Внуково нависла нешуточная угроза полного его уничтожения. К 05 ноября 1941г. была закончена подготовка объекта к подрыву... До 4000 кг мелинита было рассредоточено по промышленным сооружениям объекта. 70 зарядов было заложено под бетоном взлетных полос. Аэропорт навсегда мог исчезнуть с лица земли. Но героическая Красная Армия, отбросившая врага от подступов к Москве и перешедшая в наступление, освободила от суровой необходимости уничтожения аэропорта Внуково. Хотя лишь с 15 января 1942 г. летные эскадрильи группы особого назначения вновь начали перебазирование на внуковский аэродром, но экипажи МАОН (Московская авиагруппа особого назначения) со своих временных аэродромов мужественно участвовали и в битве под Москвой.

В разгроме немцев под Москвой немаловажную роль сыграли воздушно-десантные войска, специально подготовленные для действия в тылу врага. Почти все десантные операции выполнялись при активном участии самолетов МАОН. Экипажи выполняли по нескольку полетов в день, в основном на малых высотах и зачастую без прикрытия истребителей. Пилоты брали на борт Ли-2 по 30 человек вместо 25-ти по норме, а на Г-2 - 35 человек вместо 18-ти. Под командованием Ф.Гвоздева экипажи командиров кораблей Фроловского С.А., А.А.Калины, П.Рыбина, А.Восканова, А.Суханова (погиб со своим экипажем 15 ноября 1941 года в районе г. Дмитрова п. Рыбный), А. Лебедева (позже успешно доставил Г.К.Жукова в осажденный Ленинград) и других успешно выполняли возложенные на них задачи. В период оборонительных боев под Москвой с октября по декабрь 1941г. личный состав Московской авиагруппы ГВФ выполнил свыше 3 тыс. самолето-вылетов, из них более 500 в тыл противника. Перевезено 12 тыс. бойцов и офицеров и 935т боеприпасов, вооружения, медикаментов. Высокую оценку действиям авиагруппы дал в своем приказе генерал армии Г.К.Жуков.

В битве под Москвой отличились многие внуковские авиаторы, помогая при этом и партизанам. Тогда значительные партизанские силы находились в брянских лесах, где был подготовлен и действовал партизанский аэродром, на котором базировалось целое звено самолетов У-2, обеспечивавшее связь между партизанскими отрядами. По заданиям их штабов летчики бомбили вражеские гарнизоны, карательные отряды, наводя панику среди гитлеровцев своими неожиданными ударами. Командовал этим "партизанским авиазвеном" отважный пилот ГВФ Борис Александрович Лахтин, которого хорошо знали народные мстители многих оккупированных районов. За мужество и высокое мастерство он был удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза и многих боевых наград.

По заданиям командования Западного фронта самолёты МАОН с первых чисел января 1942 года совершали ночные полёты во вражеский тыл к окружённым войскам генералов Белова и Ефремова. При переходе линии фронта и на маршруте лётчиков встречал огонь зенитной артиллерии, атаковали ночные истребители. Во время ржевско-вяземской операции отличился командир корабля Пётр Колесников. Когда кольцо вражеского окружения вокруг армии Ефремова начало сжиматься, каждую ночь Пётр Колесников вылетал к ведущим ожесточённым бои частям и, невзирая на интенсивный прицельный обстрел противника, сбрасывал боеприпасы, вооружение и продовольствие.

Как и вся страна, в годы войны труднейшее время переживала Москва и мирные города и деревни Подмосковья.  Особый удар пришелся тогда на аэропорт Внуково. Когда фашисты заняли Апрелевку, вокруг аэродрома и в его окрестностях постоянно вылавливали шпионов, диверсантов, сигнальщиков, и все это сопровождалось круглосуточными полетами вражеской авиации.

Но люди упорно работали, несли свою службу, верили, что враг не пройдет и делали все возможное, чтобы отстоять свой аэропорт, своих близких и будущее страны!

В гололед, снегопады и сильные ветры, до предела загруженные Ли-2, не имевшие никакого вооружения и броневой защиты, днем и ночью через линию фронта летали со спецзаданиями, разведчиками, с оружием и боеприпасами, десантом в осажденный Ленинград, к партизанам Белоруссии. Экипажи готовились и взлетали с аэродрома "Внуково". Только потом "аэродромные умельцы" оснастили их самолеты пулеметами, а пока каждый полет становился человеческим подвигом.

Вражеская авиация своими полетами постоянно пыталась осложнить и сорвать работу аэродрома Внуково. Во время нанесения бомбовых ударов противник старался приблизиться не только к самому аэродрому, но и интенсивно бомбил его окрестности, стремясь поразить склады горюче-смазочных материалов, зенитные батареи, прикрывающие аэродром, ангары, хозяйственные постройки. Но не трогали фашистские летчики искусственных покрытий аэродрома. Видимо, в расчете на то, что с захватом Москвы, сами рассчитывали воспользоваться ими. Постоянно подвергались налетам расчеты крупнокалиберных зенитно-пулеметных установок, которые, как правило, размещались на крышах ангаров, в районе землянок штаба отряда. Особенно доставалось от налетов вражеской авиации зенитчикам, прикрывавшим аэродром Внуково и располагавшимся в лесу, в районе деревни Бараново.

И только благодаря мужеству, героизму и мастерству всех, кто стоял на страже Внуково, удалось приблизить Великую Победу и спасти аэропорт!

Великая Отечественная война стала труднейшим, и героическим этапом истории гражданской авиации СССР. Она вынудила авиационные подразделения, как и всю страну, быстро перестраиваться на военный лад и вводить в действие выработанные до войны мобилизационные планы, сосредоточив основные усилия на оказании всемерной помощи фронту.

За годы войны в гражданском воздушном флоте выросла целая плеяда летчиков, штурманов, бортрадистов, инженеров и техников, командиров и политработников.

Заслуги личного состава ГВФ в оказании помощи фронту высоко оценили командование Красной Армии и Советское правительство. За успешное выполнение боевых заданий, мужество и храбрость, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, четыре отдельных авиаполка, отдельная авиаэскадрилья и 10-я авиатранспортная дивизия ГВФ были преобразованы в гвардейские, двенадцати полкам были присвоены почетные наименования городов, в освобождении которых они участвовали. Семь полков и дивизия гражданского воздушного флота Президиумом Верховного Совета СССР были награждены боевыми орденами.

Орденами и медалями награждено более 15 тыс. авиаторов-фронтовиков, а с учетом работавших в тылу – более 20 тыс. человек. 15 летчиков из фронтовых частей ГВФ за героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны удостоены высокого звания Героя Советского Союза. В их ряду Александр Иванович Груздин, Павел Тарасович Кашуба, Петр Федорович Еромасов, Семен Алексеевич Фроловский, Иван Иванович Рышков, Александр Сергеевич Шорников, Борис Тихонович Калинкин, Павел Никитович Якимов, Борис Александрович Лахтин, Григорий Алексеевич Таран, Дмитрий Сергеевич Езерский, Василий Алексеевич Шипилов, Павел Михайлович Михайлов, Владимир Федорович Павлов, Феофан Григорьевич Радугин. Одной из самых ярких страниц в боевую историю Гражданского воздушного флота (ГВФ) вошла деятельность авиагруппы особого назначения.

Транспортная эскадрилья этой авиагруппы была создана из экипажей внуковской авиатранспортной дивизии, и командовал ею Герой Советского Союза Петр Федорович Еромасов. В июле 1944г. транспортная авиаэскадрилья из 10 экипажей была направлена на авиационную базу г. Бари (Италия). Вдали от Родины авиагруппа особого назначения проделала громадную работу, снабжая партизан Албании, Греции и Югославии оружием, медикаментами, вывозя раненых и выполняя особые задания. Пилоты летали в исключительно тяжелых условиях: полеты совершались через Адриатическое море ночью в высокогорную местность. Посадочные площадки выбирались партизанами на склонах гор, в долинах горных рек. Все это требовало от личного состава высокого летного мастерства, дисциплины и смелости. Тот факт, что английские и американские летчики, базировавшиеся на одном аэродроме с нашей группой, отказались летать на площадки, на которые совершали посадки наши самолеты, говорит о высоких летных и морально-патриотических качествах летчиков, воспитанных в дивизии.

Меньше чем за год подразделение из 10 экипажей совершило 972 боевых вылета, из которых 387 — с посадкой в тылу врага. Было вывезено 1603 раненых. Доставлено в партизанские отряды 5 тысяч партизан и командиров, более 1000 тонн боеприпасов, медикаментов и продовольствия. Самоотверженные действия экипажей авиагруппы получили высокую оценку. Звания Героя Советского Союзы были удостоены командиры кораблей Дмитрий Сергеевич Езерский, Павел Михайлович Михайлов, Павлов Владимир Федорович, Василий Алексеевич Шипилов. За особые заслуги — спасение Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито и проявленные при этом мужество и отвагу членам экипажа самолета в составе Александра Сергеевича Шорникова, Бориса Тихоновича Калинкина (погиб 10 июня 1945г. в Берлине в автомобильной катастрофе) и Якимова Павла Никитовича было присвоено звание Героя Советского Союза и Народного героя Югославии.

Одну из самых памятных страниц в историю аэропорта вписал май 1945 года. Именно во Внуково приземлился самолет с Актом о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Здесь же в мае 1945 года встречали военный самолет из Берлина со Знаменем Победы на борту, которое было водружено над Рейхстагом 30 апреля 1945 года. 19 июня 1945 года в Берлин поступило распоряжение о доставке Знамени Победы в Москву для участия в параде Победы.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в сентябре 1945 года, руководством страны принимается решение о переводе Центрального Московского аэропорта с аэродрома им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле во Внуково, которому передаются функции главного гражданского аэропорта столицы. 15 сентября 1946 года, 10-я Гвардейская Авиационная Транспортная дивизия ГВФ была расформирована. За годы войны летный состав дивизии совершил 52417 вылетов на линию фронта, 7227- в тыл противника. За проявленные мужество и героизм при выполнении боевых заданий 14 летчиков дивизии были удостоены звания Героя Советского Союза.

         На базе этой дивизии была создана: 1-я отдельная авиагруппа ГВФ для внутрисоюзных авиаперевозок (руководитель В.М.Черняков). Несколько позже, в декабре 1946г., 19-й авиационный полк, базировавшийся на Ходынке, преобразован в отдельную авиагруппу международных воздушных сообщений под руководством А.И.Семенкова. Местом базирования этой группы определен аэропорт Внуково, начальником которого с ноября 1945 года являлся Ш.Л.Чанкотадзе.

В 1947г. Совет Министров СССР утвердил план первой реконструкции аэропорта, который предусматривал помимо основательной реконструкции производственной сферы аэропорта строительство в течение 1947-1950 гг. 100 тысяч квадратных метров жилья. Сформированным для реализации плана реконструкции управлением строительства аэропорта руководил С.И.Алферов, принимавший участие в проектно-изыскательских работах 1937-1939гг. В период первой реконструкции были построены поликлиника, гостиница, больница, двухэтажные детские ясли, щитовые, рубленые и кирпичные дома.

В 1946 году во Внуково создаются авиагруппа для внутрисоюзных перевозок и авиагруппа для международных сообщений, на базе которых в 1952 году было образовано Московское управление транспортной авиации.

В 1955 году в аэропорту "Внуково" началось освоение летной и технической эксплуатации первого отечественного турбореактивного самолета ТУ-104.

15 сентября 1956 года из аэропорта "Внуково" на ТУ-104 с бортовым номером Л-5412 был выполнен первый пассажирский рейс по маршруту "Москва – Иркутск - Москва". Рейс выполнил экипаж в составе командиров корабля Е.П.Барабаша, К.П.Сапелкина, второго пилота С.Н.Кустова, штурмана А.Я.Лебедева, бортмеханика В.С.Томина, бортрадиста Р.А.Горина, бортпроводников З.В.Кабановой и В.М.Бесовой.

В 1958 году в аэропорту "Внуково" началось освоение нового, первого в СССР, турбовинтового самолета ИЛ-18. По характеристикам, эксплуатационной технологичности, безопасности полетов это был один из лучших самолетов, оставив у всех, кто его эксплуатировал, добрую память. На этом самолете были освоены авиалинии регулярных полетов в регионы Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера.

Первый пассажирский рейс на ИЛ-18 был выполнен по маршруту "Москва – Алма-Ата – Москва" (аэропорт "Внуково") экипажем командира корабля В.И.Вергун.

Далее внуковские авиаторы успешно провели эксплуатационные испытания и внедрили самолеты ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134, ТУ-154.

В сентябре 1950 года на базе Внуково был создан 21-й учебно-тренировочный отряд подготовки летных специалистов для аэропорта. В июле 1954 года образованы Внуковские линейные эксплуатационные мастерские для технического обслуживания авиационной техники.

В аэропорту Внуково рождались, проверялись опытом и временем технологии обслуживания авиапассажиров, мастерство лучших авиационных специалистов. Из Внуково совершили свои первые пассажирские рейсы самолеты Ил-12, Ил-14,Ил-18, Ил-86, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204 и Ту-204-300.

Самолет ТУ-154 и его модификации на длительное время стал главным воздушным перевозчиком в аэропорту "Внуково". В 1971 году проведены эксплуатационные испытания этого самолета. Путевку в жизнь самолету дал коллектив участка ТУ-154 внуковской АТБ, возглавляемого в тот период В.А.Мордвиновым и экипаж, возглавляемый пилотом 1-го класса Е.И.Багмутом, выполнивший 9 февраля 1972 года первый регулярный рейс из Москвы в Минеральные Воды. В 1978 году статус "Внуково" повышен до ранга "Внуковского производственного объединения (ВПО).

Важной вехой в истории аэропорта стало 14 апреля 1961 года. Спустя два дня после исторического старта космического корабля первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин прибыл в аэропорт Внуково с космодрома «Байконур». За трансляцией «Евровидения» с места события напряженно следили миллионы телезрителей во всем мире.

В 1980 году аэропорт Внуково принимал участников и гостей Олимпийских игр, благодаря чему также стал объектом пристального внимания тысяч поклонников спортивных игр. Подготовка аэропортового комплекса к проведениюОлимпиады-80 началась заблаговременно. Это был настоящий экзамен, который внуковцы выдержали достойно. В результате проведенных работ была значительно увеличена пропускная способность аэропорта, модернизирована сервисная оснащенность аэровокзалов.

Правительство оценило стремление внуковцев сделать свой аэропорт образцовым, а также впечатляющие показатели перевозок пассажиров и грузов (только с 1976 по 1980 год перевезено около 30 миллионов пассажиров). 28 июля 1981 года аэропорт наградили орденом Трудового Красного Знамени «за заслуги в производстве и внедрении новой авиационной техники».

Жители района Внуково трепетно относятся к своей истории. Основной достопримечательностью и символом района является памятник героям-летчикам гражданской авиации, погибшим в годы Великой Отечественной войны, открытый в 1980 году.

В 1993 году распоряжением Госкомимущества РФ на базе Внуковского производственного объединения гражданской авиации было создано АО «Аэропорт Внуково».

В 2001 году в соответствии с решением Правительства Москвы образовано АО «Международный аэропорт Внуково», осуществившее строительство нового международного терминала Внуково, который был открыт в апреле 2004 года.

18 ноября 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ «О передаче в собственность города Москвы находящихся в федеральной собственности акций акционерного общества «Аэропорт Внуково». Этот шаг положил начало современному этапу преобразований в аэропорту Внуково.

В 2004 году был открыт новый международный пассажирский терминал площадью 25 тыс. кв. м и пропускной способностью около 4 млн пассажиров в год, введены в эксплуатацию две очереди паркингов на 700 автомобилей.

Что касается модернизации аэродромного комплекса, работы в этом направлении были начаты во Внуково еще в 2005 году. В результате в 2008 году введен в эксплуатацию новый командно-диспетчерский пункт, оборудованный новейшими радиотехническими средствами обслуживания воздушного движения и навигации, включая мощный вычислительный комплекс по обработке плановой информации и данных, получаемых от радиолокационных станций. Здание имеет пять основных уровней, включая один подземный. Нижний уровень совмещен с подземной железнодорожной станцией аэропорта Внуково, принимающей с 2005 года скоростные комфортабельные поезда из центра столицы. На этом же уровне находятся камеры хранения, а также подземный переход, соединяющий терминал со строящейся гостиницей, расположенной на привокзальной площади аэропорта.

В сентябре 2006 года состоялась торжественная церемония закладки капсулы с обращением к потомкам в основание нового пассажирского терминала А, общей площадью 270 тыс. кв. м — высокотехнологичного и крупнейшего аэровокзала России, а летом 2010 года была введена в эксплуатацию первая очередь первого пускового комплекса терминала площадью 174 тыс. кв. м.

Летом 2009 года в аэропорту Внуково завершилось строительство многофункционального почтово-грузового комплекса (ПГК) площадью 56,8 тыс. кв. м. По своим технико-экономическим показателям ПГК Внуково является сегодня крупнейшим авиагрузовым комплексом в России. Производственная мощность ПГК аэропорта Внуково — 150 тысяч тонн грузов в год. С его открытием грузопоток аэропорта по отношению к показателям 2008 года возрос почти на 40%. В октябре 2009 года после завершения реконструкции введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса № 2 (длиной 3060 м), оснащенная светосигнальным оборудованием, соответствующим требованиям II категории по классификации ICAO. Многое сделано и по реновации рулежных дорожек, строительству перрона Внуково-1 и дополнительных стоянок воздушных судов.

18 декабря 2012 года в международном аэропорту Внуково состоялось грандиозное событие — торжественная церемония открытия второго пускового комплекса первой очереди пассажирского терминала А, площадью 96 тыс. кв. м.

2 декабря 2013 года на аэродроме Внуково после реконструкции была открыта взлетно-посадочная полоса № 1, длина которой увеличена до 3500 метров. Обновленная полоса № 1 сертифицирована по категории IIIа ICAO и принимает любые типы воздушных судов без ограничений, даже в самых сложных метеоусловиях.

В 2015 году полностью завершена реконструкция перрона, что позволило не только ввести в эксплуатацию оставшиеся телетрапы терминала А, но также и увеличено количество мест для стоянок воздушных судов. Все это позволяет обеспечить взлет-посадку до 80–90 воздушных судов в час с учетом эксплуатации пассажирских воздушных судов Airbus A-380 и Boeing 747–8 и Boeing 787.

2 июля 2016 году международный аэропорт Внуково отметил 75-летний юбилей. Все эти годы за аэропортом Внуково оставалось право принимать воздушные суда высших должностных лиц страны, глав иностранных государств, правительств и выдающихся личностей, прибывающих в Россию. Аэропорт Внуково, вне всякого сомнения, знают во всем мире. Он не только – воздушные ворота Москвы, но и России.

Сегодня территория муниципального округа Внуково составляет 1525,6 га., население – 24,45 тыс. человек. Район Внуково расположен между Боровским и Киевским шоссе. Особенностью района, как административно-хозяйственной единицы города является его удаленность от города Москвы: 11 км от МКАД и свыше 30 км от центра столицы.

Территория района образована из трех составляющих: аэропорта и прилегающего жилого поселка, Северо-Западного жилого микрорайона, деревни и поселка Толстопальцево, отделенных от основной территории и между собой землями ТиНАО. Район Внуково – это территория, окруженная лесами Ульяновского и Валуевского лесопарков, по которой протекают реки Алешинка и Ликова.

На территории района расположены около десятки предприятий и организаций. Удаленность района диктует особые требования к организации досуга населения и прежде всего это касается молодежи и детей.

С 1969 года в районе осуществляет работу Дом культуры «Внуково», который по праву является главным досуговым центром района Внуково. В настоящее время – это культурный центр, здесь работают  кружки, спортивные секции, самодеятельные коллективы, библиотека с богатым книжным фондом. Особой гордостью культурного центра является экспозиция боевой и трудовой славы аэропорта Внуково, где по крупицам собрана вся история, связанная с жизнью аэропорта и поселка.

 С 1998 г. в районе функционирует Государственное учреждение досуговый центр «Лотос». Основными направлениями, которого являются организация культурного досуга жителей района, социально-воспитательная работа с населением, популяризация здорового образа жизни
кружковая работа, проведение культурно-массовых зрелищных мероприятий, работа по военно-патриотическому воспитанию граждан, психологическая работа с детьми и подростками по коррекции поведения и социальной адаптации, консультации.

В 2002 г. в Северо-Западном микрорайоне района Внуково начал свою работу Центр социальной помощи семье и детям «Журавушка», который оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги жителям, проживающим в районах Внуково, Ново-Переделкино, Солнцево и поселении Внуковское.

В 2003г. в Северо-западном микрорайоне открылся филиал детской музыкальной школы № 104.

Детские дошкольные учреждения представлены шестью детскими садами. В районе действует общеобразовательная школа «Школа № 41 имени Григория Алексеевича Тарана» по адресам ул. Б. Внуковская, д.4А; ул. Интернациональная, д.10; ул. Центральная, д.15а и Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41".

На территории осуществляют свою работу: ГБУ ЕЦСО «Ново-Переделкино» филиал «Внуково» и районное отделение социальной защиты.

Население района обслуживают 26 продовольственных, 40- нестационарных объектов и 4 промтоварных магазина, 27 предприятий бытового и коммунального обслуживания, городская детско-взрослая поликлиника № 217, с детским отделением в Северо-западном микрорайоне и филиалом в поселке Толстопальцево и медсанчасть аэропорта.

Внуково по праву можно назвать городком авиаторов. Значительная часть трудоспособного населения работает в аэропорту или на предприятиях с ним связанным.

Особенность района Внуково - застройка всех периодов строительства (начиная с 1939 года), включающая деревянные коттеджи, частный жилой сектор, и 2,3, 5-ти этажные постройки, а также серии 17-ти этажных жилых домов в Северо-западном микрорайоне и поселке Внуково. Реконструкция и развитие аэропорта немыслима без развития прилегающей территории.

Для взаимосвязанного решения всех вопросов развития аэропорта Внуково и прилегающих территорий Правительством Москвы разработана Концепция аэропорта Внуково, утвержденная постановлением Правительства Москвы № 541-ПП от 03.08.2004 г.

В 2009 году был возведен храм Воскресения Христова в поселке Толстопальцево.  В 2010 году была построена дорога от ул. Центральной до почтово-грузового комплекса во Внуково.

В 2011 году был сдан в эксплуатацию тоннельный участок со станционным комплексом и эстакадой на привокзальной площади, а на 3й-Рейсовой улице были проложены инженерные коммуникации и отремонтирована дорога.

В 2013 году были построены Комплекс зданий научно-лабораторного корпуса НПЦ «Продкартофель» в д. Толстопальцево, каток с искусственным льдом на ул. Рассказовская.

По многочисленным обращениям жителей, Аппаратом Мэра и Правительства Москвы в 2013 г. дано поручение «Об организации транспортного обслуживания жителей района Внуково и Толстопальцево».

Разработан и согласован в установленном порядке проект организации дорожного движения по улицам: 1-я Рейсовая, 2-я Рейсовая, Насосная на период эксплуатации.

В рамках реализации государственной программы «Развитие индустрии отдыха и туризма» по разделу создание «Народных парков» в 2014 г. в районе проведены работы по благоустройству и озеленению парка «Центральный». Парк открыт Мэром Москвы С.С. Собяниным. По итогам голосования, в 2014 году парк «Центральный» вошел в тройку парков наиболее понравившимся жителям из 50 парков Москвы.

В 2014 году разработаны и проведены локальные мероприятия по увеличению пропускной способности улично-дорожной сети, обустроены разворотные площадки, остановочные пункты.

В марте 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в районе Внуково, на улице Рассказовская, близ дома № 30, начаты работы по возведению православного храма в честь глубоко почитаемых всеми верующими людьми святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В 2015 году приобрел новый облик мемориальный комплекс памятник героям-летчикам гражданской авиации, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

С 2015 года  начал функционировать Многофункциональный центр. Продолжаются работы по благоустройству дворов, спортивных площадок, капитальному ремонту жилых домов.

В 2018 году в культурном центре Внуково открыт государственный музей истории района.

В рамках реализации программы «Развитие городской среды на 2012-2018 годы», утверждённой постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 864-ПП, выполнены работы по благоустройству озеленённой территории в границах ул. 1-Рейсовая, ул.2-я Рейсовая, ул. Центральная, в результате которых открыта "Аллея Славы", посвященная 28 Героям Советского Союза, воевавшим в годы Великой Отечественной Войны в составе 10-й Дивизии ГВФ.  

На привокзальной площади аэропорта Внуково открыт отель «DoubleTree by Hilton» с полным комплексом услуг, получивший награду - «Лучший реализованный проект в области строительства гостиниц».

На ул. Центральная открыт бизнес-центр класса «А» – «Ла-5», в состав которого входят офисы, торговая галерея, супермаркет, подземный и наземный паркинг. Для удобства гостей предусмотрено несколько кафе, ресторан для проведения деловых встреч, а также фитнес-центр, отделение банка, салон красоты.

©2007—2019 www.munvnukovo.ru
Все материалы сайта доступны по лицензии
Creative Commons Attribution 3.0